МБДОУ Детский сад № 2 «Ручеек»

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОЛЬКЛОРА И ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Ткаченко Юлия Викторовна, 

старший воспитатель


МБДОУ детскогосада № 2

«Ручеек»

 

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ  КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙМЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  ФОЛЬКЛОРА И ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Культурно-гигиеническиенавыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так какнервная система ребёнка очень  пластична,а все действия, связанные с одеванием, приёмом пищи, умыванием, повторяютсякаждый день.

Цельюмоей работы стало  формирование  культурно-гигиенических навыков у детеймладшего дошкольного возраста.

Для ее реализации выдвинуласледующие задачи:

1.                    Изучить процесс формированиякультурно-гигиенических навыков у ребёнка 3-4 лет.

2.                    Выявить, созданные в группе детеймладшего дошкольного возраста, условия для формирования культурно-гигиеническихнавыков.

3.                    Создать картотеку по формированиюкультурно-гигиенических навыков.

4.                    Разработать рекомендации для родителейпо воспитанию культурно- гигиенических навыков.

Н. К. Крупская писала:«Одна из важнейших задач детского сада – привить ребятам навыки,  укрепляющие их здоровье»[1].

Какими жекультурно-гигиеническими навыками должен обладать воспитанник младшеговозраста?

Ребёнок 3-4 лет должен:

1.                    Самостоятельно и аккуратно мыть руки,лицо;

2.                    Правильно пользоваться мылом, расчёской;

3.                    Насухо вытирать после умывания руки илицо;

4.                    Вешать полотенце на своё место.

Немаловажно  и сформировать  навыки приёма пищи:

1.                    не крошить хлеб;

2.                    правильно пользоваться столовымиприборами, салфеткой;

3.                    пережёвывать пищу с закрытым ртом;

4.                    не выходить из-за стола, не закончиведу;

5.                    говорить «спасибо»;

6.                    тихо выходить по окончании еды из-за стола;

7.                    Пользоваться только своим прибором [2].

Привоспитании культурно-гигиенических навыков большое значениеимеет примерокружающих. В семье, в которойродители, старшие братья и сёстры, не сядут застол, не вымыв руки, и для малыша становится законом. Таким образом,  для эффективного гигиенического воспитаниямалышей большое значение имеет пример взрослых, аобязанность родителей ипедагогов – постоянно закреплять приобретенные ими гигиенические навыки.

Всамом начале  работы над данной темойпередо мной встала проблема организации в группе рациональной обстановки дляформирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста.

Вмоей группе созданы  все условия дляформирования культурно-гигиенических навыков.

         В туалетной комнате имеется:

- рукомойники для мытья рук и лица;

- средства для личной гигиены:полотенца, мыло, расчёски;

- план-схема для мытья рук.

        В групповой комнате:

1.                Доска дежурных.

Детей младшего дошкольного возрастаприобщаю трудиться не только для употребления своих потребностей, но и длядругих, как,например, – дежурство по столовой. Ребёнок уже в этом возрастеможет разложить на столе ложки, поставить салфетницы, хлебницы.

2.               Наличие специальных кружек дляполоскания рта водой после принятия пищи.

Хочется отметить, что с  детьми младшего дошкольного возраста я работаюне первый год,  поэтому накопиладостаточный опыт, которым и хочу с вами поделиться.

С целью воспитания культурно-гигиенических навыковмы регулярно рассматриваем с детьми серии картинок, на которых изображены умывающиесявзрослые, дети и животные, читаем произведения детской литературы: К. Чуковский«Мойдодыр» и «Федорино горе», В. Зайцев « Я одеться сам могу», Е. Благинина «Научу одеваться и братца», Л. Герасимов «Купаю куклу», В. Степанов «Сам».

При приёме пищи читаю поговорки:

1.               Когда я ем, то глух и нем.

2.               Когда я кушаю, то никого не слушаю.

3.               Чесноксемь недуг изводит.

4.               Кисельзубов не портит.

5.               Ешь больше, а говори меньше. 

6.               Ешь больше, богатырем будешь. 

7.               Хлеб — всему голова.

8.               Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной - отец нашродной.

Предлагаю детям загадки:

1.               Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я,

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится. (Мыло.)

2.               Мойдодыру я родня,

Отверни – ка ты меня,

И холодною водою

Живо я тебя умою. (Кран .)

3.               Костяная спинка,

Жёсткая щетинка,

С мятной пастой дружит,

Нам усердно служит. (Зубная щётка.)

4.               Посмотрите,посмотрите,

Моет в речке и в корыте.

Почему ж оно всегда

Только там, где есть вода. (Мыло,)

5.               Вафельное и полосатое,

Гладкое и лохматое,

Всегда под рукою –

Что это такое? (Полотенце.)

6.               Махровое, душистое,

Мягкое, пушистое.

Любит воду промокать,

Где чтовлажно вытирать. (Полотенце.)

Рассказываю потешки:

1.               Это ложка,

Это чашка,

В чашке гречневая кашка.

Ложка в чашке побывала –

Кашки гречневой не стало!

2.               Пышка, лепёшка,

В печи сидела,

На нас глядела,

В рот захотела.

3.               Наш Серёжа непосед,

Не доест никак обед,

Сели, встали, снова сели,

А потом всю кашу съели.

4.               Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

5.Ой, лады, лады, лады.

Не боимся мы воды!

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся!

Ты всегда перед едой

Руки чисто с мылом мой!

6.Собираемся гулять.

    Завязала Катеньке

    Шарфик полосатенький.

    Наденем на ножки

    Валенки – сапожки.

    И пойдём скорей гулять,

    Прыгать, бегать и гулять.

7.Маша варежку надела:

     - Ой к уда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал [4].

   Все  показывсегда сопровождаю  пояснением,действую вместе с малышами,выполняя сопряженные действия. Например, беру  его руки в свои, намыливаю и подставляю подструю воды. Показ действия обязательно сопровождается проговариванием: «Теперьвозьмем полотенце и вытрем каждый пальчик». Обращаю  внимание на рациональность способов действия.

   Считаю, что обучая детей необходимо учитывать их опыт.Например, нельзя начинать учить ребенка пользоваться вилкой, если он еще ненаучился пользоваться ложкой. В обучении очень важна последовательность.Действия, связанные с раздеванием, детьми осваиваются быстрее, чем действия содеванием.

Уверена,что постоянное использование элементов фольклора и детской литературы, являетсябольшим подспорьем в организации режимных моментов.

 В моейпедагогической деятельности уже стало традиционным использование игр в качествеосновной формы работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видомдеятельности.

Игра является незаменимым средством сбережения иобогащения здоровья ребенка в дошкольном детстве.

Еще более полувека назад авторитетный отечественныйпедагог и врач, один из первых теоретиков дошкольного образования ЕфимАпронович Аркин утверждал: « Не может быть здорового развития без деятельной,интересной жизни. Такую деятельную, увлекательную жизнь ребенок ведет в игре,свободной, им самим создаваемой, или в играх с правилами. Я, как врач,восхваляю игру не потому только, что в ней ребенок творит, что он проявляетсебя в ней с наибольшей полнотой, но и потому что она благотворно влияет на егоздоровье…она требует от него всегда некоторого напряжения сил, что связано сбодрым, жизнерадостным самочувствием, а бодрость и радость – залог здоровья»[4].

Впроцессе своей  педагогической  деятельности пришла к выводу, что в младшемдошкольном возрасте все-таки наиболее оптимальными методами здоровьесберегающеговоспитания и развития ребенка становятся: дидактические игры на предметной иманипулятивной основе, сюжетные игровые ситуации проблемного характера,сюжетно-ролевая игра. В возрасте от 3-4 лет обязательно необходимо использоватьигру в формировании основ здорового образа жизни.

 Используюследующие формы работы:

1.               Инсценировки реальных и сказочныхситуаций с помощью игрушек;

2.               Встречи с куклой – марионеткой, игрушкой– забавой;

3.               Разыгрывание с помощью фланелеграфасказок, игр –экспериментов;

4.               Организация игр-путешествий предметногохарактера;

5.               Самостоятельные игры с предметами;

6.               Организация моментов радости, связанныхс культурно-гигиеническими навыками.

Игр, направленных на формированиекультурно-гигиенических навыков очень много, но я остановлюсь на примерах,которые регулярно использую в своей работе:

1.     Игра«Угостим кукол чаем»

         Цель:познакомить ребёнка с назначением посуды, учить выполнять предметно-игровыедействия (расставлять чашки, блюдца, раскладывать ложки).

 Оборудование:куклы, детская мебель и посуда (две чашки, два блюдца, две ложки, чайник).

         Ходигры: Говорю  малышам: « К нам в  гости пришли куклы, их надо посадить за стол,угостить чаем. Давайте расставим чашки и блюдца. Теперь разложите  ложки к чашкам. Налейте  чай в чашки. Напоите  чаем наших гостей». Если дети  испытывают затруднения, обязательно показываю,как надо действовать. В конце игры подытоживаю: « Чай мы наливали в чашки,куклы пили чай», произношу потешку:

Чайник на столе поставим,

Блюдца, чашки мы расставим,

Будем мы гостей встречать, 

Кукол чаем угощать!

2.     Дидактическаяигра « Вымой руки»

     Цель: учить ребёнка мыть руки.

    Оборудование: медведь резиновый.

     Ход занятия: Обращаюсь  к воспитанникам: «Мы пришли с прогулки, намнужно вымыть ручки. Мишка  будетсмотреть, как мы моем ручки».Ставлю игрушку на край умывальника и показываюдетямдвижения руками под струёй воды. В конце процедуры от имени мишки хвалю ребёнка.

3.     Игра«Что ты можешь про них сказать!»

 Задача игры. Познакомиться с предметамигигиены и их использованием.

     Пособия. Расчёска, щётка для ногтей, мыло,полотенце, умывальник, ножнички, вода в кружке, резиновые куколки.

      Ходигры. Предметы гигиены лежат возле воспитательницы на столике и на стуле.

Называю  поимени одного ребёнка: « Коля, скажи, что ты видишь здесь?» Ребёнок называетотдельные предметы и показываетих. Если он что – либо пропустил, другие детиего дополняют до тех пор, пока все предметы не будут названы.

      Далее задаю  другому вызванномуребёнку следующий вопрос: « Лена, есть у вас дома мыло?»Когда ребёнок ответитутвердительно, прошу: «Принеси мыло. Посмотри на него внимательно и понюхайего. Что мы с ним делаем? Для чего нам мыло?»Если ребёнок не рассказал о мылечего – либо важного, вызываю следующего ребёнка. (Когда мыло уже не нужно, онаоткладывает его в сторону.)В случае затруднения задаю  наводящие вопросы: « Для чего мама купиламыло?» ( Она хочет стирать.) «Что сделает мама, когда полотенце станетгрязным?» ( Выстирает его.) «Для чего маме расчёска? Какие расчёски у васдома?».

      В заключение дети умывают и купают, вытирают их.

6 мая 2015 в 12:52

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.