МБДОУ Детский сад № 2 «Ручеек»

Консультация педагога-психолога для родителей детей-инвалидов.

 Консультация для родителей «Работа с детьми-инвалидами»

Под категорию инвалидов детства попадают дошкольники с очень широким спектром врожденных и приобретенных в период раннего развития заболеваний и отклонений. Это могут быть различные уродства и недостатки физического развития, а могут быть внешне неразличимые аномалии, о которых не подозревают сами больные.

Умственное, психическое развитие таких детей ничем не отличается от развития их сверстников. Более того, эти дети не по возрасту рассудительны, чаще других обладают признаками одаренности. Например, во время приступов астматического удушья пишут отнюдь не детские стихи или, будучи прикованными к инвалидному креслу, чудесно лепят из глины, делают оригинальные рисунки. Природа как бы компенсирует то, что не додала этим ребятишкам.

Дошкольники даже с неявными признаками инвалидности к трём-четырём годам начинают осознавать своё отличие от окружающих детей и взрослых. Поэтому формирование их внутреннего Я приобретает специфический характер. Процесс освоения ими социальных норм и правил зачастую имеет оттенок сверхкомпенсации. На людях дети-инвалиды демонстрируют чрезмерную покладистость, стараются всё делать, как положено, всячески стремятся избегать всевозможных нарушений. Тем самым они пытаются доказать окружающим, что ни в чём не уступают, что они не хуже их.

Дети, находящиеся в постоянном контакте с детьми-инвалидами, быстро привыкают к особенностям их облика и поведения, с ними охотно общаются, проявляют искренний интерес. Поэтому проблема в большей степени заключается в негативных установках родителей и ближайших родственников детей-инвалидов. Мамы и папы этих ребятишек часто испытывают чувство вины перед своими отпрысками за то, что не смогли наградить их полноценным здоровьем. Став затяжным, это чувство может выражаться в особой озабоченности судьбой своего ребёнка, гиперопеке или чрезмерном потакании его капризам. Другим выражением этой проблемы является депрессия, которая сопровождает периоды ухудшения состояния больных детей.

Работа с семьёй – важная составная часть социально-психологической помощи детям-инвалидам. Детишки черпают в своих близких силы для преодоления болезненных состояний, выполнения малоприятных медицинских процедур и манипуляций, необходимых для поддержания их. К сожалению, помощь семьям у нас обычно ограничивается незначительной финансовой поддержкой. Однако психологическая реабилитация – не менее важная часть социальной работы с детьми-инвалидами, и нуждаются в ней не только сами ребята, но и их родители.

Психологическая помощь взрослым позволяет упрочить супружеские узы. Ведь в семьях, где на свет появляется ребёнок-инвалид, разводы – вполне обычное явление, причём происходят они чаще по инициативе мужчины. Работа с семьёй мобилизирует и сплачивает её членов, способствует скорейшему обзаведению ещё одним малышом, если инвалидом является первенец.

Родители, испытывая страх за судьбу малыша, предают его ребёнку. Интуитивно чувствуя постоянное напряжение взрослых, дошкольники приобретают черты нервозности, издёрганности. Мучительные сомнения многих пап и мам о том, знает ли ребёнок о своей болезни и о том, насколько она тяжела, напрасны. Действительно, слово «инвалид» ничего не добавляет к ежедневным ощущениям и переживаниям ребят. От понимания своего статуса им не становится ни лучше, ни хуже.

Дети скорее страдают от осознания своей несостоятельности в чём-то, что является нормой для других. Они переживают из-за многочисленных запретов и непрерывных увещеваний со стороны взрослых. Публичная покорность и показное смирение таких детей может сменяться тяжёлыми истериками и капризами, когда они остаются один на один с родными и близкими. Их грубые, порой агрессивные выходки в адрес родителей являются реакцией на их гиперопеку, озабоченность и страхи.

Оптимальным может считаться такое поведение взрослых, которое позволяет детям-инвалидам быстрее адаптироваться к своему положению, приобрести черты, компенсирующие их состояние. Эгоистическая любовь родителей, стремящихся оградить своих отпрысков от всех возможных трудностей, мешает их нормальному развитию. Дети-инвалиды остро нуждаются в родительской любви, но не любви-жалости, а любви альтруистической, учитывающей интересы ребёнка. Малышу предстоит дальнейшая не самая лёгкая жизнь, и, чем более самостоятельным и независимым он будет, тем легче сможет перенести все трудности и невзгоды.

Дети, о которых идёт речь, нуждаются не в запретах, а в стимуляции приспособительной активности, познании своих скрытых возможностей, развитии специальных умений и навыков. Конечно, закрывать глаза на то, что малыш серьёзно болен, нельзя. Но и постоянно держать его под постоянным колпаком тоже не годится. Чем меньше внимание больного будет сконцентрировано на нём самом, тем больше вероятность и успешность взаимодействия его с окружающими. Если родителям удастся научить ребёнка думать не только о себе, то судьба его сложится гораздо более счастливо.

Рекомендация для родителей детей-инвалидов.

Многие мамы и папы детей-инвалидов задавались подобными вопросами: «Почему это случилось со мной? За что страдаю я и страдает мой ребёнок? Я не знаю даже как заставить себя его любить, с обезображенным внешним видом, без членораздельной речи, иногда без движений полностью, а иногда передвигающегося на исковерканных конечностях?»

Это очень трудные вопросы. На них нет ответа... Но что же дальше? Как дальше строить свою жизнь? На чём?

В мире нет ничего более прекрасного и более человеческого, чем материнская, родительская любовь. И боль, и страдание меньше любви. Они часть её, так как, страдая и болея за своё чадо, каждая мать познаёт в этом процессе себя: на сколько она любит его и насколько любима им. Значит, скажете Вы, счастье в любви. Но тут возникает следующий вопрос: как же любить его такого? Как любить его с обезображенным внешним обличьем, без членораздельной речи, иногда обездвиженного полностью, а иногда и передвигающегося на исковерканных конечностях? Как он увидит теплоту моих глаз и услышит нежность моего голоса он, лишенный радости воспринимать всю гамму красок и звуков окружающего мира? Как поймет он, что я люблю его, лишенный возможности понимать смысл происходящего? На это тоже нет ответа. Вас мучает вопрос как вы, молодая, сильная, здоровая и красивая, полная сил и энергии могла родить ТАКОГО? На этот вопрос также нет ответа.

Подобные мысли глубоко ранят сердце каждой матери ребёнка-инвалида.

Что спасает от таких мыслей? На этот вопрос также трудно дать ответ.

Но ведь нужно как-то жить, жить с ним с этим ребёнком, которого родила. И жить с ним нужно долго и прожить всю свою и его жизнь. Но вся удивительность нашего мира в том и заключается, что и ТАКОЙ ребёнок может приносить радость. Эта радость заключается в том, что он просто есть, в том, что он существует. Помните, что у ребёнка сохраняются эмоциональные потребности, характерные для ровесников. Вот некоторые рекомендации, которые помогут.

- Необходима обязательная эмоциональная поддержка и помощь от родителей.

- Занимайтесь с ребенком развивающими и досуговыми формами занятий.

- Вовлекайте ребенка в обычную социальную жизнь.

- Создавайте для ребенка возможности полноценной адаптации к жизни.

Каждая из таких матерей может сказать себе: «Он мой ребёнок. У меня нет другого такого. И никакой другой ребёнок не может занять его место».

Консультация для родителей «Работа с детьми-инвалидами»

Работа с детьми-инвалидами требует от родителя специального образования. Прежде, чем начать работу, желательно проконсультироваться с психологом образовательного учреждения о том, какие особенности соответствуют тому или иному ребенку. Среди детей-инвалидов также имеются «лидеры» и «изгои». В целом, дети с какими-либо физическими нарушениями отличаются высокой культурой личности. Однако некоторые дети могут вести себя агрессивно. Та злоба, которая исходит от них, выражает их боль. Чтобы избежать при первой встрече негативного контакта, необходимо показать ребенку, что он чего-то стоит. Поднимите самооценку ребенка. Узнайте, чем он интересуется, похвалите ребенка за проделанную им когда-либо работу, за его прошлые успехи.

При работе с ребенком-инвалидом важно узнать, какие конкретно проблемы его тревожат. Основной проблемой бывает отсутствие возможности самовыражения. Зачастую интересы ребенка не совпадают с тем кругом возможностей, которые предлагает ему среда. Следует поинтересоваться в школе, а также в близлежащий учреждениях дополнительного образования о том, какие существуют кружки и секции, чтобы предоставить ребенку наиболее разнообразный выбор.

Следующей проблемой является сфера коммуникативного взаимодействия ребенка с окружающими. Контакты детей-инвалидов зачастую ограничены домашним окружением. Следует расширить возможности ребенка, предоставить ему возможность подружиться с ровесниками или людьми старше себя. В настоящее время такую возможность дает Интернет. Однако он никогда не заменит полностью живое общение. Поэтому чаще выходите с ребенком-инвалидом на какие-либо мероприятия.

При работе с детьми-инвалидами важно также учесть их закомплексованность и завышенное чувство неполноценности. В ходе взаимодействия с детьми старайтесь не ставить его в такую ситуацию, где могло бы происходить ущемление его возможностей. Если вы видите, что у ребенка низкая самооценка, то поднять её сможет любое доброе слово с вашей стороны. Будьте доброжелательно и искренни. Дети чутко ощущают, если с ними обходятся без уважения. Только обоюдное доверие и симпатия смогут создать тандем, который приведет впоследствии к определенным результатам. Старайтесь быть ближе к ребенку. Поддерживайте его в трудную минуту. Не будьте сухим или безэмоциональным в общении с детьми-инвалидами.



20 января 2016 в 10:45

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.